Система координат

Программа открывшегося на ВДНХ форума «Музейный гид» разделена на четыре тематических блока, каждый из которых занимает один день. Тема первого дня — «Система координат» — задала рамку обсуждений, посвященных взаимному влиянию культурных институций и социума. Как правильно выстроить взаимоотношения между музеем и обществом? В каком направлении развивается музей в глобальном контексте? Каковы мировые тренды развития музейной сферы и вклад российских музеев? Участники дискуссий обсуждали международные и отечественные практики, говорили о музеях, как об инициаторах и лидерах развития общества, площадках для диалога различных социальных групп и сообществ.

Государство как заказчик культурного продукта, музеи — как его исполнители. И та, и другая сторона имеет свои объяснения, почему из отношения складываются порой неидеально. Сформулировать аргументы и выслушать доводы оппонента удалось в формате «битвы мнений» — команда министров культуры (в составе Елены Мироненко, министра культуры Красноярского края, Юрия Трофимова, министра культуры Омской области,  Татьяны Ярошевской, начальника управления культуры администрации Екатеринбурга) противостояла «сборной» представителей музейного менеджмента (Татьяна Мрдуляш, Государственная Третьяковская галерея; Наталья Никитина, Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей» в Коломне; Наталья Поленова, Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область;  Сергей Сазонов, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ярославская область). Арбитром выступила шеф-редактор журнала «Артгид» Мария Кравцова

Частные музеи могут вырастать из желания спасти умирающую деревню, ностальгии по советскому прошлому и даже покупки квартиры в старом доме «с историей». А их владельцы неожиданно находят в их создании новые смыслы и порой полностью меняют карьерную траекторию. Опытом создания музеев на средства гранта частного фонда поделились победители музейных программ Фонда Мария Букова из Красноярска (проект «Советская изнанка»), Александр Быченко, заместитель директора по научно-просветительской работе Муромского историко-художественного музея; Максим Максимов, директор Музея логистики, Санкт-Петербург;  Александр Юминов, директор АНО «Рыба морзе, Кама рекордз», руководитель проекта «Народный музей исчезнувших деревень», Удмуртия.

Работа лаборатории «Музейного гида» стартовала с командной игры «Культурный проект: модель для сборки» – тренинга по формированию партнерств с музеями и не только. Вела игру Лидия Лобанова, руководитель образовательного отдела Государственного Политехнического музея, куратор магистерской программы «Прикладная культурология» НИУ «Высшая школа экономики».

Опыт создания эндаумента в региональном художественном музее представил исполнительный директор Фонда развития Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Алексей Матвеев. Особенности создания музейного целевого капитала, сложности и ошибки, а также стратегию привлечения благотворителей обсудили участники семинара «Целевые капиталы в музее: путь к успеху или к провалу?» при участии эксперта Марии Ромашовой, директора Музея истории Пермского государственного национального исследовательского университета.

Завершил программу дня семинар «Музей и новые технологии: чем дополнить реальность», посвященный нетрадиционным способам представления коллекций.

Подробнее о ходе форума - в официальной группе форума в Facebook  

ФОТОАЛЬБОМ